Израиль. Иерусалим (февраль 2015).
Часть 1


Я очень хотела ехать. Не просто куда-нибудь, и не вообще в Израиль. Я очень хотела именно в Иерусалим. Это не было мечтой, но в один момент стало уверенность – ехать надо, вот обязательно надо.

Спасибо Альберту, что не отказал мне в этой поездке!

Знакомство с Израилем началось для нас в одной кафешке на Пяти углах. Билеты в Иерусалим были уже куплены и это был, так сказать, тестовый визит. Удивительное открытие мы для себя там сделали. Это был не хумус, не фалафель, и даже не маца. Мы попробовали там совершенно неожиданную вещь – израильское красное вино. И, надо сказать, оно оказалось просто прекрасно.

И вот у меня за пазухой план осмотра достопримечательностей – распечатка на 20 листов мелким шрифтом, фотографии рекомендованного к покупке вина в телефоне, зимние сапоги на снежную слякоть и весенняя куртка в чемодане. А за спиной – крылья!

Мне понравилось сразу все! С первого шага по этой земле, с первого вдоха воздуха. Я еще чуть-чуть волновалась – как все пройдет, как встретит нас это место. Но оно сразу же дало мне понять доступными для меня сигналами, что все пройдет хорошо


На паспортном контроле пришлось постоять – досмотр очень придирчивый. Штампы в паспорт не ставят. Вместо них выдают такие карточки


Немного денежек разменяли сразу в аэропорту для проезда. Мелочь моментально забрала себе! Уж больно симпатично выглядели монетки


Первую менору увидели. Хотя, нет, она была не первая. Меноры тут везде. И уже была на въездных документах, на деньгах и наверняка много еще где. Но вживую первая выглядела так


Пошли искать остановку маршрутки и нашли быстро. Хоть в аэропорту надписей на английском мало, но можно ориентироваться по картинкам. Маршрутка зовется нешер (Neshker Shuttle). Водитель набирает человек 10 и развозит всех по конкретным адресам. До Иерусалима 50 км, ехать от часа до полутора часов. Стоит проезд 60 шекелей.

Погода в районе аэропорта стояла прекраснейшая – все заливало солнце, кругом – пальмы, сосны. Но на нешере сверху была снежная шапка. И мы знали, что была она привезена из Иерусалима, потому как прогноз погоды обещал снег как раз в первый день нашего прибытия, о ужас! Хотя в Тель-Авиве в это время была жара-жара.

Я с удовольствием наблюдала из окна нешера за дорогой. Трасса Тель-Авив – Иерусалим очень хорошая. Чем-то напомнила греческую – Салоники – Халкидики. Краем уха я слыхала, что где-то тут есть платные дороги. Или же вообще платные полосы на дороге. Но мы брать машину напрокат не планировали, соответственно, данный вопрос нас не интересовал. В ином случае с информацией нужно ознакомиться заранее, потому что есть тонкости.

Машины по пути чаще встречались скромные, не совсем уж старые-убитые, но такие себе малолитражечки. Таки, в сравнении с тем же греческим автопарком, израильский выглядит побогаче.

Цену на бензин даже записала – 100 рублей на наши деньги.

Ближе к Иерусалиму на пригорках вдоль дороги то здесь, то там стал появляться редкий снежок. Потом – все больше, все гуще. И вот уже везде – снегу по колено


Явление для здешних мест просто необыкновенное! Водители не знают, как ехать. Государство явно не знает, что с этим делать.

Даже пальмы как-то смущены натиском стихии и выглядят словно не из этих мест, какими-то "понаехавшими"


Зато дети точно знают, что требуется!


Повсеместно по обочинам дороги припаркованы машины и народ играет – снежки, снеговики. И ведь неоткуда вроде взяться этим умениям – явно не часто выпадает шанс попрактиковаться. Но таки нет! Как будто

"Я встретил вас — и все былое

В отжившем сердце ожило…"

Как будто открылась людям память предков. А вместе с ней – такое простое умение – радоваться. И это было очень заразительно.

Иерусалим вообще утопал в снегу



Люди, невозможно вообразить, обвязывали обувь пакетами, да так и ходили. В общем, было "весело и страшно". Мы, чтоб не промочить ноги – бегом-бегом припустили в гостиницу.

В многоквартирном доме один этаж выделен под апартаменты. Апартаменты наши звались Check in Jerusalem (37 Yaffo St.). Все вполне прилично. Спаленка, гостиная с кухонкой, кондиционер, удобства. Все, что нужно – есть



Но самое главное достоинство гостиницы – это ее расположение. Окна выходят на улицу Яффо. Соответственно, и сам дом стоит на этой же улице – самой главной, центральной, исторической, пешеходной, приводящей прямиком к Яффским воротам (Jaffa Gate) и Старому городу (The Old City of Jerusalem)


И мы побежали, скорее-скорее, под моросящим дождем, меся мокрый снег, прямо туда, к этим белым стенам


Сразу за Яффскими воротами, слева, находится информационный центр. Следом за ним – туристический. Там можно раздобыть карту города и достопримечательностей, что мы и сделали.

И пошли гулять, куда глаза глядят. Глаза глядели. Наглядели столько всего необычного!

Такая вот разводка труб –


это, конечно, не самое любопытное явление. Дело в том, что мы приехали вечером в пятницу. Только-только начался шаббат. По улицам ходили люди в интересных одеждах и головных уборах – странных шляпах и меховых шапках – традиционный наряд хасидов. Многие заботливо прикрывали мех от дождя целлофановыми пакетами


От обилия впечатлений глаза разбегались. А ноги несли куда-то сами по себе. И вынесли на крыши. Как мы попали туда – для меня до сих пор остается загадкой. Поднялись по какой-то не слишком заметной лестнице. Возможно, на пересечении улицы Давида (David) с улицей Хабад (Khabad). Подъемов на крыши в Старом городе несколько. Но именно вот этот проще всего найти. Крыши старого города – это такое особое место, которое рекомендуется к посещению многими знающими людьми. Потому что здесь можно гулять и наблюдать жизнь,


и видеть город с высоты "кошачьего полета". Вроде и не высоко, так, второй ярус, но видами полюбоваться можно


и перспектива неплохая открывается


Понять что либо в Старом городе сложно даже при наличии карты.

Как известно, город разделен на 4 района. И они живут каждый своей жизнью, в зависимости от своих традиций. И разница в устоях очень сильно заметна.

В Христианском квартале (Cristian quarter) расположены основные христианские святыни, монастыри и Храм Гроба Господня, конечно же. Мусульманский квартал (Moslem quarter) – это такой большой рынок-рынок. И куда ни идешь, мимо пройти не удастся. Еврейский квартал (Jewish quarter) со Стеной плача. И самый маленький и безлюдный квартал – Армянский (Armenian quarter). И над всем этим возвышается Храмовая гора (Temple mount)


Улицы Старого города – это не улицы в привычном нам понимании. Это не широкие проспекты и бульвары, не аллеи с характерными для данной местности деревьями, не площади с фонтанами. Улицы старого Иерусалима это – такие вот коридоры



В сувенирной лавке одного такого коридора мы купили менору


Пройти мимо было просто невозможно!

Ужасно промерзли от этой вечерней прогулки, поэтому по пути домой разорились еще и на вино



Баркан Шираз оказался очень достойным экземпляром. Потом узнали, что его можно купить и у нас.

Что мы вынесли нового и интересного? А много чего. Старый город – это нагромождение непонятных то ли улиц, то ли коридоров. Они выводят тебя в разные районы. (И, в принципе, способны привести в искомые места. Но как это происходит – осталось загадкой. Ты идешь по нужной улице, сверяясь с картой понимаешь, что оказался в каком-то другом месте, идешь дальше, придерживаясь примерного направления, в итоге выходишь в нужную точку. Мистика какая-то!) По периметру это все дело огорожено высоченной древней стеной. В стене есть проходы – ворота с разными красивыми названиями. За стеной тоже есть жизнь и тоже есть что посмотреть.

Еще одно наблюдение – в шаббат закрыто практически все. Т.е. лучше заранее не рассчитывать на "посидеть в пятницу вечерком в уютной кафешке", зайти в магазинчик. Хотя в магазинчик зайти-то удастся. Открыты арабские лавочки, там можно затариться едой и питьем. Вот с перекусить все гораздо хуже. От голодного обморока нас спас фалафель из арабской забегаловки. Я не любитель уличной еды сомнительного происхождения и довольно брезгливый человек, но выбора у нас не было. Стараясь не думать о чистоте заботливых рук энергичного сарацина, купили НЕЧТО невообразимого размера в количестве двух штук.

К слову сказать, эта уличная вегетарианская шаверма оказалась вкуснее всего, что я ела когда-либо из аналогичных "ед" в своей жизни.

На следующий день была суббота и мы, дабы не рисковать с работой-не работой исторических мест (шаббат продолжается), решили двигаться туда, где заведомо все открыто и работает по субботам. В этот день у нас был христианский Иерусалим, который начался с Масличной (Елеонской) горы (Mount of Olives).

В Старый город мы вошли со знакомой нам стороны – с Яффских ворот и хотели попасть к Львиным (Lion’s Gate), откуда рукой подать до основных святынь. Но в очередной раз заплутали в Старом городе






и вышли, в итоге, через другие ворота, кажется, Мусорные (Dung Gate). Прогулялись пешочком. Обозрели окрестности и стены Старого города с внешней стороны





Прошли мимо древнего еврейского кладбища. Быть захороненным тут – дорогого стоит во всех смыслах, ибо именно отсюда, по легенде, начнется воскрешение из мертвых


С дороги хорошо обозревается Масличная гора и все ее основные знаковые места


Распогодилось. Солнце вспомнило о своих обязанностях светить и греть и шпарило вовсю, пытаясь растопить вчерашний неожиданный снег


И правильно! Не дело снегу соседствовать с бурной растительностью


Мы шли в Гефсиманию (Gethsemane) к Гробнице Богородицы (Tomb of the Virgin Mary).

Церковь Успения Пресвятой Богородицы оказалась неожиданно прекрасна. Довольно скромный вход



А за ним – ступени вниз


И ты в подземелье. Каменные стены, светильники, лампады, иконы и маленькая-маленькая часовенка с гробом Богородицы. Завораживает




Справа от входа в церковь есть неприметный узенький коридорчик. Он ведет в Гефсиманский грот (Grotto of Gethsemane), в котором, по преданию спали ученики Иисуса, пока он молился в Гефсиманском саду. Осмотреть грот не удалось – он был закрыт.

Надо сказать, что режим работы многих объектов в Иерусалиме вообще странен. Они открыты утром и вечером. Днем нередки паручасовые "перерывы на обед". Так что желающим попасть везде и всюду надо либо вставать на заре, либо заранее интересоваться временем работы.

Совсем рядом, через дорогу – Гефсиманский сад (Garden of Gethsemane). Я думала, что это огромный такой чуть не лес. А оказалось – небольшой огороженный стеной участочек, засаженный оливковыми деревьями. Вид некоторых из них вызывает уважение. Они действительно выглядят почтенно древними



И ни подойти к ним, ни потрогать нельзя. Все находится за решеточкой



Когда подумаешь о том, что могли "видеть и слышать" эти деревья и вчитаешься в слова Моления о чаше, захватывает дух


И как-то сразу потрогать эти оливы хочется. (Вот от таких вот любителей все "потрогать" и нужна защита в виде решеток).

Видно, желание тактильных ощущений столь явно обозначилось на моем лице, что ко мне подошел дядечка, смотритель сада. Стал что-то говорить, говорить мне. Я ничего не понимаю, глазами хлопаю, а он сорвал веточку оливки и мне протягивает. Я с перепугу головой мотаю, мол, нет, я взять это не могу. Думаю, денег просить сейчас будет.

Веточку я взяла. И денег мы ему предложили, в итоге. Сами. От них он наотрез отказался.

А дома у меня теперь хранится ветка оливкового дерева из Гефсиманского сада


К саду примыкает Церковь всех наций (Church of All Nations)


Знаменита тем, что внутри находится камень, на котором молился Иисус. И своим внутренним убранством. Особенно выделяется прекрасно расписанный потолок


За церковью – дорога. По ней и идем на гору. В православной церкви Святой Марии Магдалины (Church of Mary Magdalene) делаем остановку. Золотые ее купала сверкают на солнце


А мы продолжаем подъем. Ах, как славно отсюда виден город!


Купол Скалы мелькает то тут, то там. То прячется среди деревьев



И совсем близко теперь еврейское кладбище. Можно побродить среди могил, на которые не кладут цветы. Кладут камни. Каменное тут все


Далее – маленькая церквушка с куполом в форме слезы – Доминус Флевит (Dominus Flevit Church) – церковь плача Господня или церковь Слез Господних


Отсюда Иисус смотрел на город, на Иерусалимский Храм и оплакивал все то печальное, что случится с этой землей.

Алтарь церкви ориентирован на запад, а не на восток, как принято. Потому что именно на запад смотрел Сын Божий.

Весь город – как на ладони. И аккурат напротив – Храмовая гора


И он знал, что "придут на тебя дни, когда враги обложат тебя окопами, и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду; и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне" и плакал об этом.

Сейчас, за алтарем церкви мы видим Старый город с его стенами, Храмовую гору, только Храма там больше нет


Дальнейший подъем в гору становится совсем крутым


Доходим до развилки. Идем налево. Нас ждет необычная церковь – Церковь Патер Ностер (Church of the Pater Noster) - церковь Отче наш


Здесь Иисус научил своих учеников молитве Господней. И теперь, на стенах церкви можно прочитать "Отче наш" на разных-разных языках





Все это место и есть вершина Масличной горы. И именно отсюда, по преданию, вознесся Иисус. И есть тому подтверждение. И находится оно в Капелле Вознесения (Church of the Ascention). Надо найти вход в небольшой дворик. За ним будет совсем маленькая церквушка


А внутри нее камень с отпечатком ноги Иисуса


Рассмотреть прям явный отпечаток мне не удалось. Но место вызывает трепет. Часовня принадлежит мусульманам и за посещение берут плату. И даже свечки тут можно купить.

Рядом, на углу находится большой сувенирный магазин, в котором говорят по-русски. Можно купить себе что-то от простеньких сувениров, до косметики Мертвого моря.

Возвращаемся к развилке, но не идем обратно, а прогуливаемся дальше по дороге. Там из интересного – смотровая площадка у отеля "Семь арок". Удивительно прекрасно тут




Спускаясь вниз, сворачиваем на дорогу вдоль еврейского кладбища,


чтобы рассмотреть гробницы Авессалома (Tomb of Absalom) и Захарии (Tomb of Zechariah)



и побродить среди древних камней



Масличная гора очень воодушевила. Переходишь постепенно от одного знакового места к следующему, впечатления накладываются друг на друга и уже сам не знаешь, что залегло на душу больше всего. Но совершенно точно одно – каждый шаг, который ты сделал по этой земле, был сделан не просто так, был не случайным. Это не те места, которые можно посмотреть и забыть. Эти места останутся в сердце навсегда.

В Старый город мы вернулись через Львиные ворота и окунулись в суету Мусульманского квартала. Практически сразу оказались на Виа Долороза (Via Dolorosa). Это улица, путь, который прошел Иисус со своим крестом до Голгофы. Крестный путь длиной в 600 метров. Девять остановок Христа на этом пути отмечены особо. От первой – места вынесения приговора до третьего падения. Обычная улица, живет своей жизнью, куча народу, снуют туда-сюда. О скорбных событиях напоминают только черные таблички с номером остановки



А этот камень на доме с отпечатком руки Иисуса можно не заметить и легко пройти мимо


Последняя остановки на Виа Долороза


А дальше – вот он, мамочки, вот он – Храм Гроба Господня (Church of the Holy Sepulchre)



Я стояла на площади перед Храмом, смотрела на него во все глаза и твердила себе мысленно, видимо от неверия в происходящее – я тут, я тут, я это вижу! Здесь распяли Христа, потом сняли с креста, здесь положили в гроб его тело и здесь же он воскрес. Еще пять знаковых точек, пять мест Крестного пути. Самое последнее, самое страшное и самое пронзительное случилось на территории Храма Гроба Господня. Описать однозначно что чувствует человек в этом месте – невозможно. Просто какое-то смятение.

По Храму, его устройству, обычаям, порядку богослужений есть много информации в интернете. Скажу вкратце, что территориально Храм Гроба Господня разделен на несколько построек – гора Голгофа с храмом на ней, часовня Гроба Господня (Кувуклия), главный собор Иерусалимского патриархата – храм Кафоликон, еще несколько монастырей и храмов, включая подземные. Вся территория поделена между христианскими конфессиями – "католической, армянской, коптской, сирийской и эфиопской, каждой из которых выделены свои приделы и часы для молитв". Время богослужений в Кувуклии строго расписано и тоже поделено между представителями разных вероисповеданий. Ключи от Храма хранятся вообще в мусульманской семье, во избежание недоразумений.

Сразу от входа справа – ступеньки. Это подъем на гору Голгофу. Обычно сюда стоит очередь. Но нам повезло. Не было почти никого. И я даже сначала не сообразила, что эти ступеньки ведут к месту распятия. Алтарь – место, где стоял крест


Под алтарем углубление. Там можно прикоснуться к диску, которым отмечено место установки креста. И более того, дотронуться даже до самой Голгофы (через отверстие в диске)


Справа и слева от алтаря, за стеклом, можно увидеть камни вершины горы.

На другом конце от подъема – лестница вниз – спуск. Ступени приводят к Камню миропомазания. Он находится в центре, напротив входа в Храм. На этот камень положили тело Иисуса после снятия с креста, чтобы подготовить к погребению


Сам камень находится под мраморной плитой. На нее люди для освящения и благословления кладут свои вещи – крестики, иконы, платки, фотографии, какие-то еще личные предметы. Это очень трогательное зрелище!

У камня не было ни души. Я так поняла, это невиданная редкость! Нам неимоверно повезло оказаться в Храме именно в это время. Потому что заранее никогда не угадаешь где и сколько времени придется простоять.

Даже в Кувуклию была совсем небольшая очередь. Кувуклия – святая святых – часовня, построенная на месте захоронения и воскрешения Иисуса



Я думала, что найду слова, чтоб описать то, что чувствуешь, входя туда. Но нет. Таких слов или просто нет, или я их не нахожу. Сюда просто надо ехать самим. Постоять в очереди, увидеть все своими глазами, походить, может, прикоснуться. Уверена, что это не сможет оставить равнодушным даже очень убежденного скептика.

Конечно, в Кувуклии надолго задержаться не дадут смотрители. Все очень быстро, без длительных раздумий, почти мгновенно. Зашел, вышел, следующий. И вот ты стоишь в очереди к Гробу и думаешь, что, возможно, тебе представился один-единственный шанс в жизни что-то сказать Господу в таком месте, где Он наверняка услышит тебя. Но внутри, у Гроба, из всех заготовленных заранее слов остается лишь несколько: "Да будет воля Твоя….".


Здесь можно (и нужно) купить свечи. Есть свечи в связке по 33 штуки. Их не рекомендуется делить. Они так вот кучкой и зажигаются. Основное правило – поджечь свечки от свечи с Благодатным огнем, стоящей слева от входа в Кувуклию


и затушить их потом о черный колпачок-гаситель


Такая Иерусалимская свеча после этого становится хранительницей Благодатного огня, который может быть передан любой другой свече, подожженной от этой связки. Достаточно сначала поджечь весь факел из 33 свечей или даже одну из факела, а потом поджечь другую свечу.

Как вы поняли, сошествие Благодатного огня ежегодно в субботу перед пасхой происходит именно в Кувуклии.

Еще из интересного – погребальное Ложе, на котором лежало тело Христа, закрыто мраморной плитой, потому что паломники во что бы то ни стало, желая унести хоть кусочек реликвии с собой, изрядно повредили его.

Напротив Кувуклии – большой зал – Кафоликон. Это главный храм Иерусалимского патриархата. Такой вот вазочкой обозначено место спасения мира, центр Земли – Пуп Земли


Дотроньтесь до этой чаши рукой – у будет вам счастье!

Хотя весь Иерусалим – это уже и есть Пуп Земли.

Слева от основного входа в Храм Гроба Господня – колонны. Трещина на одной из них напоминает о вышедшем из нее Благодатном огне


Вышли мы из Храма почти перед самым его закрытием. С количеством народа, как и говорила, нам повезло. Возможно, для вечера это нормальное явление. Тогда, конечно, совет посещать церковь за пару часов до закрытия был бы уместен. Но давать его не буду, т.к. достаточное количество статистики для подобного совета не набрала. Зато дам совет – посетить это место непременно при возможности. Вероятно и скорее всего, что многие библейские события происходили не на территории Храма, но это однозначно место силы и все тут производит огромное впечатление!

Тут что-то могучее, древнее. То, что над нами. То, что вне нас, без нас. То, к чему мы, люди, не имеем изначально вообще никакого отношения. Но каким-то образом оно нас коснулось. И в этом и есть чудо – причастность нашей маленькой жизни к какой-то большой и непостижимой силе, названия которой нет. А может и есть. Может, это – присутствие Бога на Земле…

Но тогда я плохо понимала это. А прочувствовала очень сильно только два года спустя, в Храме Святой Софии в Стамбуле. Там эта древняя сила просто обрушилась на меня всей своей мощью и придавила.

Теоретически до этого я понимала, почему люди ищут места силы, стремятся в них. Наконец, теория сошлась с практикой.

Мы возвращались домой, в гостиницу, такими притихшими, умиротворенными. Я бы даже сказала – благостными. Тихая в шаббат Яффо после захода солнца в субботу совершенно преобразилась. Откуда-то повалила тьма народу. Закипела жизнь. Стали открываться кафешки и магазины. И это к ночи-то! Удивилась – зачем это делать на ночь глядя? Потом поняла. Народ нагуливает пропущенную субботу. Сложно представить, что еще вчера этот "Невский проспект" был абсолютно вымершим.

Нам было уже не до кафе. Мы прошли пешком всю Масличную гору, половину Старого города и еще пару часов нарезали круги по Храму Гроба Господня. Так что закупленная накануне пачка макарон оказалась очень кстати.