О детских спектаклях
Часть 1


Как-то одна моя знакомая задала мне совершенно неожиданный вопрос: "Почему ты не водишь ребенка в театры?". Задала прямо так вдруг, безапелляционно, с требованием немедленного осмысливания сей прискорбной, на ее взгляд, ситуации и выдачи ответа. К такому вопросу я была совершенно не готова. Над ситуацией не размышляла. Текущее положение дел с нашим нехождением в театры считала нормальным.

Кроме того, сама я – не театрал, мягко говоря. Не являюсь почитателем и ценителем "высокого". С трудом представляю себя с умилением внимающей повествованию на сцене, со слезами на глазах смотрящей на актерскую игру, с замиранием к сердцу прижимающей заветный билетик. И еще менее это все относится к детским спектаклям. Нет, я не сухарь. Мне греют душу простые и понятные вещи. Охотно плачу над жалостливыми фильмами, рыдаю или хохочу в голос над читаемыми книгами (соответственно описываемой ситуации), семейные путешествия вызывают у меня вообще бурю разнообразных эмоций, начиная с момента планирования поездки и заканчивая распаковыванием чемоданов и стиркой одежды уже "после". И, что греха таить, могу сходить на хороший взрослый спектакль, получить свою долю переживаний и там. Я же не противница искусства, на самом деле. Но это должно быть Искусство с большой буквы "И". А на счет детских спектаклей Максим Леонидов, например, отметил следующее: "К сожалению, очень мало хороших спектаклей для детей. Обычно это какая-то халтура, "утренник", которые лепят на скорую руку к каникулам … тот случай, когда родители приходят с детьми, отбывая повинность, и с нетерпением дожидаются, когда же все, наконец, закончится".

И я думала, что так бывает всегда. А мне так не хотелось.

Я даже сперва возмутилась! Что за посягательство на мои сложившиеся устои и мнения? У нас все гармонично! Ребенку всего хватает! Свои впечатления мы с лихвой получаем в наших поездках-путешествиях.

Думала примерно так: "Да разве может какой-то спектакль, даже если он самый-пресамый распрекрасный подарить мне такие же впечатления, которые я испытывала, например, находясь у Сены Плача в Иерусалиме? Какое такое представление может заставить нас так хохотать, вспоминая, как мы воровали (условно говоря) мандарины и апельсины в темноте под дождем в Ботаническом саду Батуми? А так и не случившийся салат нисуаз в Ницце? Что может быть дурнее – не попробовать нисуаз в Ницце? Зато потом, в отместку, пробовать его везде, где он только встречается. Притягательная прелесть этой позиции в меню любого ресторана мгновенно оживляет для меня холодное майское море, набережную Ниццы и встреченную там в преддверии каннского кинофестиваля Сандру Баллок.

Вот эти впечатления – живые, настоящие, наши, о которых мы вспоминаем темными зимними семейными вечерами ("Мама, а помнишь, как мы воровали апельсины?") – это и есть ценность. Это и есть развитие и иного нам не надо!"

Так думала я сначала. Но потом…. Решила над этим поразмышлять. И результатом стало мое: "А почему, собственно, нет?".

Если мне впечатлений хватает, то разве можно переборщить с впечатлениями для ребенка? (Тем более, по правде говоря, большую часть наших поездок ребенок пропускает). Да и лишний опыт и развитие еще никому не вредили. Как говаривал сэр Шурф, а точнее, Макс Фрай: "Лучшее, что мы можем сделать для своего сознания – предоставить ему как можно более разнообразный жизненный опыт". И это, бесспорно, так.

А что теряют родители? Ну максимум время, потраченное на неудачный спектакль. Не самая ужасная потеря.

Вообще говоря, было еще одно обстоятельство – Валя не сидела на одном месте долго и, честно говоря, бегать за ней по всему залу и уговаривать посидеть, подождать "еще чуть-чуть" как-то не хотелось. Но неудачный опыт просмотра балета "Лебединое озеро" в возрасте четырех ребенкиных лет – это ведь не показатель, не так ли? Да и чего я тогда ожидала? Тот факт, что первое большое и серьезное "представление", которое мы устроили для человека, когда она была еще в пузе (в виде концерта классической музыки, на котором все втроем немножечко задремали) прошло спокойно для родителей и даже приятно – в чудесной полудреме под что-то там мелодичное, еще не говорит о том, что четырехлетний ребенок будет любезен вести себя в публичном месте столь же прилично, как тогда, когда его появление на свет только планировалось. Однако, с момента того "ужасного" балета с дичайшей истерикой, учиненной нашей девочкой, минула уже пара лет и могло что-то измениться. Во всяком случае, попробовать можно было бы.

И села я изучать вопрос. И со свойственной мне обстоятельностью составила даже список рекомендованных, просмотренных друзьями-знакомыми детских спектаклей. И волевым усилием решила их посетить. Решение несколько осложнялось нашими обстоятельствами – не в любое время мы готовы куда-то ходить и что-то дополнительно развивать – график уж больно плотный. Но я проявила изворотливость и сумела выкроить парочку дырочек так, чтобы два раза или хотя бы раз в месяц мы куда-то культурно выходили, все втроем. Папа идею воспринял стоически, все равно ведь от деятельной меня никуда не денешься.

Открытие сезона неожиданно вышло на редкость удачным. Про "Кукольный театр сказки у Московских ворот" (ВКонтакте, Московский пр., д. 121) нам много рассказывала моя однокурсница. Они с сыном часто ходили туда. Поэтому с него мы и решили начать


И не абы с чего, а с самого-самого их спектакля "ЭЛИОН version 2.0". Он настолько знаменит, что имеет даже собственную группу ВКонтакте. Спектакль для театра не профильный – не кукольный. От того он прекрасен вдвойне


И даже более того – шикарен! Шикарен во всем – сюжет и постановка, костюмы и грим, которые заслуживают отдельного большого рассказа, свет, музыка, танцы. Представление и знакомство с миром, о котором пойдет речь и с его обитателями, начинается уже в фойе театра – зрителей встречают очень колоритные персонажи,



к которым можно запросто подойти.

А перед самым началом по лестнице спускается целая процессия очень величественных господ, которые открывают всем двери в их вселенную.

Спектакль – фантастическая сага и здесь есть эльфы, гномы, разная страшная нежить, битвы, перемещения в другой мир. В общем, фантастического здесь много и со вкусом



А еще есть потери, предательство, выбор, жертва – ровно то, что имеется и в обычной жизни без всякой фантастики. Первым спектакль "цепляет" детей, вторым – взрослых. Равнодушные найдутся вряд ли. И те три часа, что длится представление, проходят на одном дыхании. А заканчивается все тоже не сразу и не вдруг – даже после выхода из зрительного зала всех гостей ждет зажигательный сюрприз.

Спектакль рекомендован для детей от 8 лет. Мы смотрели его в 6. И я бы не сказала, что это было слишком рано для Вали. Хотя, вероятно, если бы она была постарше, то расставила бы акценты в немного других местах. Ее особо впечатлил почему-то молодой эльф. Она смотрела на него с замиранием сердца и потом много расспрашивала о нем – типа, сколько лет актеру, который его играл, сколько лет самому эльфу? Такие неожиданные вопросы были. Но смысл истории от нее, при этом, не ускользнул. Все поняла, ибо совсем уж непонятного в спектакле ничего нет даже для шестилеток. Просто эльф ее заинтересовал особо.

И это был единственный спектакль, на который, в итоге, мы сходили дважды. Валя просто настояла на повторном просмотре.

Заметки о театре: просторное фойе с лестницей на второй этаж, имеется небольшая игровая зона для детей – стол с парой головоломок. Зрительный зал выглядит достойно, чувствуется, что театр существует уже очень давно, такая своя душа в нем есть, очень уютно. Самое замечательное в зале – обычное кресло при поднятом сидении становится детским – довольно широкое посадочное место и приступочка для ног. Удачное решение! Дети сидят на возвышении и им лучше видно. В театре проводятся экскурсии по "ЗАКУЛИСЬЮ".

Билеты на "Элион" надо покупать сильно заранее.

С отзывами можно ознакомиться здесь и здесь

Фото взяты отсюда

Спектакль однозначно рекомендую для семейного просмотра.



За вторым спектаклем мы решили далеко не ходить, выбрали в этом же театре "Снежную королеву"


И тут нас постигло легкое разочарование. Нет, спектакль не плохой. Хороший! Добротный, добрый, кукольный. И даже с некоторыми спецэффектам. С впечатляющим рассказом про разбитое зеркало тролля (история, понятно, не нова, но обыграна была эффектно) и его осколки, которые попадают людям кому как не повезет – то в сердце, то в глаза. А кому не везет особенно – и туда, и туда. Как известно, столь сильно не повезло как раз Каю. Ну и Герде, раз ей пришлось справляться аж с двумя осколками. Концовку спектакля немного переиначили, но она все равно осталась счастливой, конечно же



Спектакль хороший. Одно НО. Его надо смотреть ДО "Элиона". Не после. После ждешь не меньших, а больших впечатлений. А больше "Элиона" впечатлиться просто невозможно!

Совет: ходить на спектакли этого театра так, чтобы "Элион" посмотреть самым последним (или же самым первым и единственным).

Фото взяты отсюда

В итоге, на ум пришла естественная мысль сменить театр. И пошли мы в театр, в котором играют клоуны – "Мимигранты" (ссылка Рижский пр., д. 23). А почему туда? А потому что именно там идет спектакль по произведениям Джанни Родари "Планета чудес" . Произведения Родари – это было единственное, что Альберт с упоением читал в детстве. А для меня – прошло незамеченным. И хотелось оценить, что так увлекало мужа в нежном возрасте.

"Планета чудес" – "веселая фантасмагория", как называют ее авторы, оказалась действительно веселой, с "причудливыми образами, видениями и бредовыми фантазиями".

Костюмы забавны,



но особенно потрясающе выглядели разные космические прибамбасы


Королева – хороша, лучше нее только собаки-пересобаки.

Как любезно подсказал мне, необразованной, мой образованный муж – собаки-пересобаки, "жареные водопроводные краники (горячие и холодные)" и многие другие образы – все это взято из разных произведений Родари.

Была еще хорошая задумка – игра со зрителями в качестве прелюдии к спектаклю.

Заметки о театре: камерная атмосфера, зал с креслами, перед которыми стоят столики. До представления в зале работала девушка-фотограф. Приятный бонус – после спектакля можно купить магнитик с фотографией. Или попросить переслать получившиеся фото по электронной почте. Лично мы так и сделали. И фото, в итоге, нас нашло, что было очень любезно со стороны фотографа.

Итог: спектакль милый, смотреть можно, хоть глубинной идеей и реализацией не поразил. Но на это и не было расчета.

Фото взяты отсюда

"Денискины рассказы" в театре "Суббота" (ул. Звенигородская, д. 30)


я смотрела со слезами на глазах и прямо-таки ощущала в груди свое сердце, ставшее большим-пребольшим от нежности и каких-то своих собственных воспоминаний, совсем не имеющих отношения к описываемым шалостям и проделкам, но чем-то перекликающихся с увиденным. Наверное, временем. Тем временем, когда я тоже была маленькой. И, как и Дениске со товарищами, мне есть, о чем вспомнить сейчас


Окончательно задело за живое музыкальное сопровождение. Артисты пели песни вживую, под гитару


Особо запомнилась одна, которую я нашла потом в Интернете (проект "Песни нашего века"). Это оказалась доселе неслышанная мной песня Новеллы Матвеевой "Какой большой ветер" с настолько чудесными словами, что просто невозможно вообразить! Особенно трогательно вышло про корешок редьки.

"Какой большой ветер
Напал на наш остров!
С домишек сдул крыши,
Как с молока - пену,
И если гвоздь к дому
Пригнать концом острым,
Без молотка, сразу,
Он сам войдет в стену.


Сломал ветлу ветер,
В саду сровнял гряды -
Аж корешок редьки
Из почвы сам вылез
И, подкатясь боком
К соседнему саду,
В чужую врос грядку
И снова там вырос.


А шквал унес в море
Десятка два шлюпок,
А рыбакам - горе, -
Не раскурить трубок,
А раскурить надо,
Да вот зажечь спичку -
Как на лету взглядом
Остановить птичку


Какой большой ветер!
Ох! Какой вихрь!
А ты глядишь нежно,
А ты сидишь тихо,
И никакой силой
Тебя нельзя стронуть:
Скорей Нептун слезет
Со своего трона".

Песня перекочевала в мой постоянный плей-лист и заезжена "до дыр".

Альберт не любит "советский" период, поэтому происходящему на сцене не сопереживал, в отличие от меня. Валя в особом восторге не была, но песню "мою" тоже полюбила и пару моментов из спектакля вспоминала еще некоторое время. Особенно: "Папа у Васи силен в математике". Я со спектакля ушла какая-то лиричная вся и немного даже грустная, хотя, грустного в постановке было мало; "сдается мне, это была комедия".

Смотреть ли взрослым? Да, если вас не тяготит советское прошлое, и потрепанные обои на стенах в духе квартир "той" эпохи не вызывают отвращения. Смотреть ли детям? Ну тут твердое "да" без всяких "если". Возможно, мальчишкам понравится чуть более, чем девочкам.

Позже мной была прикуплена книжечка Драгунского (упущение – не было такой в домашней библиотеке), но ожидаемого фурора "среди Вали" она не произвела.

Заметки о театре: зрительный зал сурово-аскетичен и скорее даже не очень приятен. Но, как говорится, "мы пришли сюда не за этим".

Отзыв можно прочитать тут

Фото взяты отсюда

Интерьерный театр (ВКонтакте, Невский пр., д. 104) обращает на себя внимание своими…интерьерами (что неудивительно, исходя из названия). За созерцанием стен в фойе театра может пройти довольно много времени. Не все посетители ограничиваются исключительно созерцанием


Разглядыванием стен мы тоже ограничиваться не стали, прошли в зал смотреть "Кота в сапогах"


Спектакль музыкальный, поэтому музыки там много и она запоминающаяся. Недостатка в танцах тоже нет. Из персонажей пришелся по душе король и фееричный людоед, который, говорят, иногда пугает детей своим внешним видом


О спектакле пишут: "Уникальной эту работу делает еще и то, что она существует в двух вариантах. Спектакль играется двумя составами, каждый из которых сочинил свою, практически независимую версию постановки на один сюжет сказки Перро. Сказать хотя бы о том, что в одной версии роль Кота исполняет мужчина, а в другой женщина. Составы играют поочередно.

"Кот в сапогах" - добрый, веселый и увлекательный спектакль для тех, у кого сохранилась способность быть наивным, от души смеяться и немножко пугаться страшного маркиза Де Карабаса".

Нам "попался" кот в исполнении женщины. И что-то мной такой кот не воспринимался. Хотела бы посмотреть на "мужского" кота


Про зайцев. Все очень хвалят зайцев. И они действительно хороши. Но именно у меня, при взгляде на их "ужимки и прыжки", возник странный вопрос, примерно такого содержания: "Что эти взрослые дяди делают? Шли бы лучше деньги зарабатывали!". Не знаю, почему у меня ощущение нелепости происходящего связалось именно с этими милыми зайцами. Никогда ни до этого спектакля, ни после него, мужские персонажи в театральных постановках, даже самые комичные, не вызывали такого недоумения. Вероятно, есть некоторая избыточность в их игре. Которая, однако, может хорошо восприниматься детьми. Но я, видно, слишком взрослая и не сохранила "способность быть наивной" и "от души смеяться". Зайцы, безусловно, запоминающиеся, но я над ними не смеялась совсем


Смотреть ли спектакль? Положа руку на сердце – можно и не смотреть. Если только Вы не фанат Кота в сапогах и перед Вами не стоит цель пересмотреть все аналогичные постановки всех театров города.

Вале спектакль не запомнился вообще, не вспоминала о нем ни разу. Возможно, он окажется более ярким для детей 4-5 лет. Альберту не понравилось ничего. Ну, это как обычно.

Здесь видеоролик с музыкой из спектакля

Отзывы тут

Фото взяты отсюда

Под конец декабря во всех театрах города начались новогодние представления. Уже знакомый нам "Театр сказки у Московских ворот" исключением не был. И пройти мимо любимого героя было невозможно никак


Но сколь многообещающим было название, столь же огромным было разочарование от спектакля.

Люди, умоляю, ни за что не водите своих детей на этот спектакль! Там ужасно все – безумноватые костюмы – большеголовые и страшно-большеглазые. Иные – в два человеческих роста – откровенно пугающие



Но все это меркнет по сравнению с ужасом происходящего на сцене – от откровенно дебилизма и туалетного юмора до явного безобразия.

Надо очень сильно погрозить пальчиком тем, кто придумал в этом спектакле все! Это чистой воды дурновкусие.

Вот пара отзывов:

"Впечатления, мягко говоря, не очень. Буратино с Мальвиной пытаются вернуть украденный Карабасом ключик, при этом Карабаса и Дуремара они бьют по головам лопатой, а под конец и кирпичом со стремянки.

Честно говоря, я была в шоке от такой режиссерской находки, да и вообще всегда считала, что детские спектакли должны быть добрыми" (ссылка).

"Ужасное представление! Не для слабонервных.. многие дети просились домой, не досмотрев и половины. Да и мне жутковато было от "ростовых кукол"... Сюжет дряхленький" (ссылка).

Единственным светлым пятном было появление Деда Мороза. К слову сказать, к спектаклю он не имел никакого отношения и логики в его появлении как бы и не было. Но радовало уже то, что с выходом Деда Мороза безобразие, происходившее на сцене, прекратилось, наконец. Вторым хорошим моментом была раздача Дедушкой призов. Он случайным образом вытягивал таблички с цифрами – номер ряда и номер места. Удивительное дело, но выбор пал на одно из наших мест и Валя получила подарок лично от Деда, в торжественной обстановке, с выходом на сцену. Неожиданно и феерично! Плюс ко всему, подарки получили дети в костюмах. (В антракте всех "окостюмированных" примечали и в книжечку записывали, дабы особо удавшихся щедро вознаградить). Что было тоже здорово. Собственно, представление смело можно начинать именно с выхода Деда Мороза. А все, что шло до этого – убрать за ненадобностью и даже вредностью.

Видео о спектакле

Фото взяты отсюда

"Петю и Волка" в театре "Зазеркалье" (ВКонтакте, ул. Рубинштейна, д. 13) своих я отправила смотреть самостоятельно. С произведением как музыкальным, так и книгоизданным


они знакомы хорошо. Заслушали диск из книжки до дырок в нем. Поэтому сходить на этот спектакль, да еще и с живым оркестровым сопровождением, было очень логично.

Постановка мужа не порадовала, что нормально. Вале, как обычно, понравилось все. Более подробной информации мне от них добиться не удалось.

С отзывами можно ознакомиться здесь и здесь

И оба – противоположны друг другу. Надо думать, истина где-то посередине. Для себя сделала вывод, что постановка неоднозначна и может вызывать вопросы. Но зато к исполнению музыки вопросов нет никаких.

Поскольку сама спектакля не видела, и, учитывая неоднозначные отзывы, рекомендовать к просмотру не могу. Собственно, как и отговаривать от посещения



Фото взяты отсюда

На следующий спектакль мы пошли сюда же, уже все втроем. "Детский альбом" – одна из первых постановок, чуть не самый знаменитый спектакль театра, его "визитная карточка". Здесь музыка Чайковского оживает в театральном действе. Вплетается красной нитью в повествование, "слепленное" из произведений Набокова ("Другие берега"), Льва Толстого ("Детство") и Н. Гарина-Михайловского ("Детство Темы")




И сделано все это первоклассно, волшебно и…. немного грустно. Потому что рассказ идет о детстве, которого больше нет и которое почти совсем забылось. Только возвращение в старый дом способно пробудить закопанные глубоко внутри воспоминания – иногда веселые, иногда чуть страшные, но по большей части – печальные. Потому что то, что уходит – уже не вернуть. Уходит время. А вместе с уходящим временем уходят и родные люди. И, конечно, уходишь ты сам. Такой, какой ты был прежде. И того себя ты, с течением времени, даже не можешь вспомнить. И это про всех нас – ставших другими. Тех себя мы уже не помним. Или, бывает, просто не хотим вспоминать.

"Может, это и есть жизнь, ….., и течение лет, и старость, когда она придет, значат всего лишь то, что ты оглядываешься и видишь много чужих людей, которыми ты была и в которых не узнаешь себя" (Артуро Перес-Реверте, "Королева Юга").

Это мне очень близко. Зато не близка эпоха, в которой происходят события из спектакля, да и вообще – место действия. Русский быт, "русская усадьба", русская проза – все это про "немытую Россию, страну рабов, страну господ" – никогда не любила. Не знаю почему. К спектаклю это отношения не имеет. Это – лично мое. А спектакль – хорош и посмотреть его стоит однозначно. И, возможно, не один раз. А несколько и в разных возрастах. В 7 лет ребенок поймет сюжет и происходящее. Но в 10 он не только увидит, но и почувствует то большее, что есть в спектакле.

Альберт, как водится, все раскритиковал. И вообще высказался в том ключе, что все, что было на сцене очень отвлекало от музыки очень сильно. Я, как визуал, музыку рассматривала как фон к происходящему, не делала на ней акцента, даже, как будто, не слышала ее вообще. Вале "все понравилось". По ходу задавала много уточняющих вопросов. Отсюда делаю вывод, что что-то ее тоже зацепило. Слышала ли музыку – не знаю.

Мнение из отзыва, приведенного по ссылке ниже: "Детский альбом" – одно из лучших произведений для знакомства ребенка с музыкой Чайковского".

Тут вот зависит, как видно из нашего личного опыта, от человека – для кого-то музыка главное, для кого-то – картинка. А в целом, в комплексе – "звучит" хорошо.

Спектакль показывают не так уж и часто, так что билеты на него надо "вылавливать" и приобретать заранее.

Заметки о театре: большой театр, не хватает сидячих мест для комфортного переодевания у гардероба. Зато потом есть где разгуляться – просторный зрительный зал и фойе.

Фото взяты отсюда

С отзывами можно ознакомиться здесь и здесь

Еще одно мнение:

"Итак, мы видели уникальную постановку. И уникальность ее не только в самой режиссерской задумке и подаче материала, не только в блистательной игре актеров. Дело в том, что спектакль этот должен стоять, на мой взгляд, под грифом "Спектакль не для всех". Он – элитарный, и предназначен для очень узкого круга детей и их родителей, достойных постановки такого уровня.

Целевая аудитория: дети с богатейшим внутренним миром и тончайшей душевной организацией. Дети, которых воспитывают в семье на примерах жемчужин русской классической литературы и русской классической музыки. Дети, не понаслышке знакомые с искусством балета и оперы. Дети, способные и желающие мыслить, рассуждать, анализировать. Дети с огромным коэффициентом эмпатии. Дети с детским, чистым сердцем, с серьезным багажом нравственности.

Спектакль категорически противопоказан детям – потребителям; детям, воспитанным идолами массовой поп –культуры и индустрии развлечений. Пьеса не годится как организация семейного досуга и в том случае, если поход в театр рассматривается как "а давайте сходим куда-нибудь, чтобы дома не сидеть".

Невероятно порадовали маленькие зрители. Я вполне понимаю, что в подобных местах собирается и публик, отличная от публики на елках в доме культуры. Но вчера в зале были и дошкольники, а спектакль ох как не прост и требует колоссальной отдачи эмоций. Но деток этих нужно было видеть – сколько света на этих детских лицах, сколько мысли, сколько участия!" (ВКонтакте).

На категорию элитарности мы не претендуем. На счет нашего "богатейшего внутреннего мира" имеются немалые сомнения. И уж совсем тяжело у нас с воспитанием на примерах классической русской литературы и музыки, но, тем не менее, спектакль мы посмотрели. Так что всем тем, у кого душевная организация не столь тонка, как описывает автор этого отзыва, бояться не надо. Идите, смотрите и "да пребудет с вами Сила".

Хочу добавить, что много позже узнала еще об одном хорошем спектакле этого театра – "Сказка о соловье, императоре и смерти". Будем на него попадать в следующем сезоне.

В "Мюзик-Холл" (ВКонтакте, Александровский парк, д. 4) мы попали, дабы лицезреть мюзикл "Чудо-Юдо" (ВКонтакте). Уж настолько повсеместно-агрессивной была реклама этого "чуда", так призывно смотрели на нас со всех плакатов в разных концах города сказочные персонажи, что мимо пройти было просто невозможно



Буду кратка. Что порадовало: костюмы! Безусловно, это основная "фишка" спектакля. Если говорить откровенно, то и единственная. Песни, музыка и пляски – нормально. Но не шедевр. Пару песен поместила бы себе в "Избранное". Но только пару, не больше. А может даже и вообще одну. Слишком все невнятно и незапоминающе звучит. Интересные находки спектакля – игра со зрителями. Во-первых, перед началом все зрители не просто сидят, скучают, а организованно разучивают песню. Точнее, пытаются разучить. В отзывах есть мнение, что плохо выходит сей процесс, дети не готовы, слишком малы. Но, на мой взгляд, это лучше, чем самостоятельно изучать занавес. Во-вторых, артисты часто спускаются в зал – ходят там, бродят, поют. Это вызывает оживление. В-третьих, в конце спектакля сверху летит какая-то блестящая мишура, которую дети пытаются поймать.

Но, несмотря на это все, не порадовало в той степени, которая ожидалась. Видно, что это больше шоу. Качественно сделанное, но именно шоу. Рассчитано на "посмотреть", а не на "подумать". Собственно, с идеей поэтому и не напрягались – просто пересказали всем известную сказку. Это меня лично расстроило. Немного спасла ситуацию концовка с возвращением героев из сказки и мира фантазий в мир реальный и современный. Этот ход мне понравился. Хоть что-то "свое" привнес. Из персонажей впечатлил лягуш Ква-Ква и злодейка Мурена



На вопрос: "Идти или нет?" склоняюсь, все-таки, к утвердительному ответу из-за зрелищности постановки.

Чтобы купить билеты на первых рядах партера, надо озаботиться вопросом заранее, примерно за месяц до спектакля.

Фото взяты отсюда

С отзывами можно ознакомиться здесь, здесь и здесь

Театр "На Неве" (ВКонтакте, Советский переулок, дом 5) восхитил музыкальным спектаклем "Сказка о Василисе Прекрасной" она же – "Царевна-лягушка"



Вот чего не ожидала, так это того, что буду в восторге от него. Ну что можно придумать тут? Сюжет известен и не нов. Но, Боже мой, как его обыграли! Как осовременили! Нет, ничего не меняли. Все каноны соблюли. Действие в современность не перенесли. Ничего нового не добавили, ничего старого не убрали. Я вообще не знаю, как им удалось оставить меня в столь бурном восторге!

Попробую перечислить по пунктам, что же меня так взволновало.

1. Музыка! Она до дрожи волнительна! Ее хочется слушать и слушать, снова и снова. До того, что я просто в один момент не выдержала и нажала на телефоне программу "Shazam". Узнала интересное. Музыка французского композитора Ren? Aubry (Рене Обри), который, будучи музыкантом-самоучкой, вдохновленный однажды своей знакомой, стал писать для фильмов, спектаклей, современных балетов. И популярный оказался как сам товарищ, так и его произведения. Лично я "запала" на "Madame Papillon" и "Paso".

2. Танцы и динамика. Вот что тут современно – танцы! Артисты танцуют. И делают это на все 100. Взять, хотя бы, престарелого Кащея, который, на поверку, ничуть не стар, раз танцует как Майкл Джексон


И двигаются не только люди – тут постоянно и все находится в движении. "Травка" не просто "зеленее"т, и "солнышко" не просто "блестит". На сцене постоянно что-то происходит. Даже если ничего особого не происходит, все равно происходит что-то – ромашки бегают туда-сюда, что-то колышется и перемещается. Короче говоря, это надо видеть! Поразило, что одну из таких "танцевых" ролей исполняла женщина весьма преклонного возраста, если не сказать, что вообще – бабушка. Но как она двигалась!

Я бы сказала, что движения и музыка – это основа данной постановки. На них все остальное складывается гармонично и само собой. Кирпичик к кирпичику.

3. Лягушка. Зелена, грациозна, пластична.

Иванушка тоже прекрасен собой!


Как вы поняли, вопрос "Смотреть или нет?" даже не стоит. Смотреть, смотреть. И не раз! Талантливо, необычно, зрелищно, музыкально.

Заметки о театре: в гардеробе можно получить подушку для ребенка! Кладется на кресло в зрительном зале и ву-а-ля – "далеко видать, хорошо слыхать". Сам зрительный зал современный и очень большой.

С отзывами можно ознакомиться здесь и здесь

Фото взяты отсюда

"Театр им. В. Ф. Комиссаржевской" (ВКонтакте, улица Итальянская, дом 19) в дополнительном представлении не нуждается. Для детей у них есть спектакль "12 месяцев"


Прежде всего хочется отметить, что это классическая постановка. Все выдержано в соответствии со стилем самого театра – столь же качественно, традиционно и со вкусом. Это не поделка на скорую руку, не погоня за модными веяниями, не потуга выжать что-то дополнительное из хорошо известного произведения. Тут все просто, но со вкусом. Нечего и говорить, что актеры, которые, в большинстве своем, окажутся вам знакомыми, играют столь же лаконично, нечрезмерно, четко и талантливо. В прекрасных костюмах, кстати. И не менее восхитительных декорациях. Музыка – Чайковский и Лядов. Песни хороши. Особенно запоминается "Гори, гори ясно, чтобы не погасло". Под эту песню в финале артисты выходят на поклон, а месяцы бросают в зал каждый по горстке искусственного снега.

Трудно выделить кого-то из "героев" особо, все хороши – каждый из 12 месяцев, волк, белки, профессор, королевишна, мачеха, главная героиня.

Все очень органично. Ключевое слово спектакля для меня лично – качество. Здесь нет даже намека на какую-то халтуру, на что-то недоделанное, недоигранное, недогримированное, недодекорированное, на мысль, что "детям и так сойдет".

Смотреть ли? Да. Прежде всего затем, чтобы понять, что все детские спектакли должны быть сделаны вот так. Все на высочайшем уровне – от ноты в песне и до костра на зимней поляне. Все также, как и для взрослых. Или даже сверх того




Заметки о театре: интерьеры театра завораживают. Окна фойе выходят на торговую галерею, что необычно.

С отзывом можно ознакомиться здесь

Фото взяты отсюда

Театр "Чемодан" (дополнительная ссылка) является выездным театром. Все декорации умещаются в одном чемоданчике. Отсюда и название театра. Нашла как-то случайно хороший отзыв на спектакль "Вождь краснокожих" и возникла идея позвать их на Валин день рождения к нам домой. Но оказалось, что именно этот спектакль домой не вмещается, требуется больше пространства – реквизита достаточно много. Администратор насоветовал нам другую постановку: "Кошки-Мышки"


В назначенный час приехали дядя с тетей и с чемоданом. Заняли комнату, попросили один стул и таинственно закрыли в помещение дверь. А когда открыли, я ахнула. Наша гостиная преобразилась в реальный театральный зрительный зал. И все было как в настоящем театре – сцена в виде ширмы, актеры, песни, музыка, сопереживание зрителей и бурные аплодисменты в конце. Очень ловко, умело и аккуратно (что немаловажно!) в стесненных обстоятельствах нам отыграли за троих персонажей два человека. История проста, не затянута. Как раз для дня рождения. Только мне показалось, что она, все-таки, для деток младшего дошкольного возраста, лет ну максимум до 7-8, а не как пишут на своем сайте сами авторы – до 10. Добра, но незамысловата



Но, в любом случае, огромное уважение вызывает, что люди откликнулись, не отказались приехать домой и отыграли спектакль без нареканий, как они и обещали: "Мы всегда готовы подхватить свои Чемоданы, полные чудес и сюрпризов, и отправиться в путь, чтобы подарить праздник Вам и Вашим детям".

Фото взяты отсюда

Но "Вождя краснокожих" посмотреть хотелось все равно. И я его нашла! "Чемодан" показывал его на сцене театра "За Черной речкой" (ВКонтакте, Богатырский проспект, дом 4).

Конечно, все знакомы с одноименным рассказом О. Генри и фильмом "Деловые люди". Идея спектакля, собственно, оттуда и взята, с некоторыми лирическими отступлениями от классического сюжета, от чего спектакль отнюдь не пострадал


Постановка смешная. Но и с зерном морали, дабы не просто смешить, но и сеять "разумное, доброе, вечное". Ибо доброты тут – с избытком. Даже больше, чем в оригинале.

Порадовала игра актеров – очень милы, местами – веснушчаты. Играют спектакль втроем и у всех троих хорошее попадание в образ. Порадовали песни, которые они пели. Порадовал реквизит. Его немного (как и говорилось, может уместиться в чемодане), но он какой-то забавный – перья, подтяжки, клетчатые рубашки, поварешки, котелки – все в духе времени и подстать пещере, в которой все и происходит




Посмотреть спектакль не помешает, уж больно он про доброту.

Заметки о театре: все очень маленькое – и зрительный зал, и фойе. Уютно, но толкучка везде "до" и "после" несколько мешает.

С отзывом можно ознакомиться здесь

Фото взяты отсюда

Здание музыкального театра "Карамболь" (ВКонтакте, Рижский проспект, дом 3, литера Л) пока закрыто на реконструкцию и спектакли театра проходят на других площадках города. Поэтому на "Белоснежку и семь гномов" мы ходили в "Концертный зал у Финляндского" (ВКонтакте, Арсенальная набережная, дом 13/1).

О спектакле я слышала хорошие отзывы, но, честно говоря, не ожидала увидеть в зале столько народа. Немаленький зрительный зал был занят весь. И уже с самого начала действа я поняла почему. А потому, что это прекрасное, качественное, яркое и очень-очень музыкальное представление!



Песни и музыку отмечу особо. Ах! Я бы хотела эти песни себе в плей-лист, но не нашла их на просторах интернета, увы.

"Карамболь" о себе пишет: Вы "Будете петь целую неделю "застрявшие" в ухе мелодии из наших спектаклей". Вот не погрешили против истины, ведь!

Оркестр был замечательный. Ну очень славно играли. А дирижер (молоденький, как мне показалось, мальчик) весь спектакль так умело руководил своими подопечными и так улыбался, что смотреть на него было отдельным эстетическим удовольствием.

Тут играли дети из театральной студии при театре. И это было тоже здорово.

Гномы зажигали. Но всех и вся затмила Королева. Она была сказочно хороша, эта рыжая бестия. Бледненькая Белоснежка потерялась на ее фоне.

Безусловно, один из лучших спектаклей, что мы посмотрели.

Из небольших минусов – я, пожалуй, соглашусь с одним интернетовским мнением, что костюмы выглядят слегка бледновато по сравнению с костюмами театра "На Неве".

Заметки о зале: зрительный зал просторный и большой, но подъем пола в нем как раз не очень велик, маленьким детям может быть плохо видно, особенно издалека. Для оркестра места особо нет. Оркестрантам приходится ютиться на узком пространстве между первым рядом кресел и сценой.

С отзывом можно ознакомиться здесь

Фото взяты отсюда

Театр "Karlsson haus" (ВКонтакте, Набережная реки Фонтанки, дом 50; улица Ломоносова, дом 14) работает по двум адресам. На спектакль "Вероятно, чаепитие состоится" мы ходили на Ломоносова. Я заранее была предубеждена против нестандартных "новомодных" театров. Мне казалось, что от них больше вреда, чем пользы. Но потом я посмотрела "Чаепитие". Да, это относится как раз к тому, что я называю "новомодно" – сидеть на подушках перед сценой-столом, еще и, вероятно, что-то там есть и пить в процессе (какой ужас!). Но к явившейся мне неожиданности я была совершенно не готова. Как это было отлично сделано! Не просто отлично, а отлично с долей сумасшедшести. В общем так, как и положено в Алисе. Всегда происходило то, чего никак не возможно было ожидать.

Поначалу не ожидаешь прекрасного … (не поверите) запаха! Он витает по маленькому зрительному залу, как что-то чудесное и случайно здесь оказавшееся, постороннее, не имеющее отношения к спектаклю. Не ожидаешь, что сцена "волшебная" – по ней "ходит" маленькая игрушечная куколка Алиса и все время с ней что-то приключается – то она заходит в какие-то комнаты,



то оказывается верхом на коне,


то пропадает из виду в одних отверстиях, то появляется из других.

Чудесный, сказочный стол, под который нестерпимо хотелось заглянуть – кто же там, внизу управляет всеми этими механизмами?


Не ожидаешь урока английского языка с безупречным, кстати, произношением.

Не ожидаешь, что найдешь под своей подушкой потерявшийся хвост.

Не ожидаешь, что тебя (и всех зрителей вместе с тобой) будут угощать конфетами, чтоб ты вырос! А запах помните? Так это чай заваривался! И вас им тоже угостят в конце! И это совершенно очаровательно! Но дело тут не в еде, а в том, что Мартовский заяц, Шляпник, мышка (или мыш?) Соня и Миссис Кап творят весь спектакль что-то невообразимое! И больше всех в этом преуспевает Миссис Кап, безусловно. Эта строгая дама вызывает почтение и робость у зрителей. И как ее слушаются! Сказала, как отрезала: "Всем есть конфеты!". И все как давай их есть!

Спектакль смотреть. Не только любителям чая и конфет. Не только почитателям Алисы. А вообще всем. Мы наверняка пойдем еще и на другие представления "Karlssonа".

Заметки о театре: помещения небольшие, но разнообразно "украшенные", очень уютно. Зрительный зал со сценой и подушками – сказка.

С отзывами можно ознакомиться здесь, здесь и здесь

Фото взяты отсюда

Ну и наконец, последний наш спектакль "Счастье" Александринского театра (ВКонтакте, Площадь Островского, дом 6)


Неоднозначный, сильный. Вызвавший много обсуждений в нашей семье. Заставляющий думать. Местами вызывающий неприятие, несогласие, даже раздражение. Шокирующий. Атмосферный. Детский ли? Не уверена.

Образы сложны и не всегда понятны. Возможно, их вообще не надо понимать и пытаться объяснять. Смотреть на уровне чувств и эмоций. Иначе – трудно воспринимать и кажется, что возрастная категория спектакля начинается от 30 лет.

Он точно заслуживает внимания. Но за один раз его не объять глазом, слишком много всего – и реквизита, и действий, и деталей, и символов. Это все сразу не охватить, не понять до конца и не прочувствовать





Впечатление сильное и тревожное.

Что не понравилось: лично мне не понравились гипертрофированные костюмы – носы, зеленые уши, лакированные огромные ботинки. Это визуально тяжело воспринимается. И писклявый голос девочки был ужасен. И ее манеры. И как-то слабо верится в желание эгоистичной Митиль пожертвовать в итоге собой.

Не проработана концепция или я что-то недопоняла. Зачем Ночи души? Что она с ними делает? Куда они деваются потом? Но, собственно, спектакль и не об этом.

Любимым он не стал. Но посмотреть его стоит все равно. Взрослым. На счет детей –вот тут родителям надо почитать отзывы и ответить себе на вопрос – сможет ли конкретно мой ребенок переварить все это?

Заметки о театре: ну что тут скажешь


Из отличных находок была уезжающая вниз оркестровая яма и дирижер-женщина в перчатках.

С отзывами можно ознакомиться здесь, здесь, здесь, здесь, здесь и наверняка еще много где.

Фото взяты отсюда



Что можно сказать в итоге? Во-первых то, что положительных впечатлений оказалось все же больше, чем отрицательных. Пусть не все было на высоте, но я крайне благодарна человеку, который натолкнул меня на идею детских спектаклей (Маша!).

Во-вторых, в Вале я увидела благодарного зрителя. Прежде не сидящая на месте девочка, высиживала даже длиннющие спектакли с практически открытым ртом. Сообщение а-ля: "завтра мы идем в театр" вызывает у нее большое воодушевление.

Немного жаль, что я не понимаю ее впечатлений от просмотренного. Неужто ей без разбора нравится абсолютно все? Или она не умеет пока еще структурировать эмоции, анализировать их? Или же просто ей не хватает словарного запаса? Или просто лень делиться? Тут я затрудняюсь с ответом. Единственное, что ясно однозначно, это то, что "Элион" стоит у нее на первом месте. (К слову, даже наш папа его одобрил!). А все остальное – в общей куче на втором.

О себе в-третьих могу сказать, что меня явно привлекают музыкальные театры или же те постановки, в которых есть музыка, песни и пляски. Причем, не тогда, когда музыка идет сопроводительным фоном, а когда на сцене иногда поют. (Полноценную оперу я бы выдержала вряд ли).

И последнее, что хочется отметить:

1. Все сказанное выше касательно спектаклей ни коим образом не претендует на рецензию, является лишь собственным мнением и может не совпадать как с профессиональным мнением компетентных людей, так и вообще с мнением людей.

2. Все спектакли ребенок посетил, будучи в возрасте 6-7 лет.

Мой личный рейтинг из 16 просмотренных спектаклей выглядит так:

1 место – "Элион" ("Кукольный театр сказки у Московских ворот") за незабываемую фантастическую сказку, костюмы и грим

2 место – "Белоснежка" ("Карамболь") за "живую" музыку и фееричную Королеву

3 место – "Василиса" (театр "На Неве") за пластичность и движение

4 место – "Вероятно, чаепитие состоится" ("Karlsson haus") за волшебную сцену, запах чая и сумасшедшечность

5 место – "Денискины рассказы" ("Суббота") за атмосферу детства

6 место – "Вождь краснокожих" ("Чемодан") за доброту в квадрате